Останется ли Харьков при свечах?

07.09.2016

Систематические неплатежи трех харьковских коммунальных предприятий за потребленную электроэнергию спровоцировали энергетический кризис в регионе.

О том, что в Харькове ситуация с долгами коммунальщиков дошла до точки кипения может не знать только человек, совершенно не интересующийся происходящим в городе. Ежедневно представители акционерной компании «Харьковоблэнерго» с экранов телевизора и страниц газет предупреждают о надвигающемся энергетическом апокалипсисе. Призывы навести порядок в платежах за электроэнергию звучат и в адрес чиновников мэрии, в сфере ответственности которых находятся предприятия-должники. В ответ городские мужи в лучшем случае отмалчиваются, в худшем – обвиняют энергетиков в шантаже за их предупреждения о возможных ограничениях в подаче электроэнергии.

Почему же энергоснабжающая компания от уговоров недобросовестных потребителей перешла к конкретным действиям? Веских причин тому несколько. С начала 2016 года Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в области энергетики и коммунальных услуг изменила правила игры на энергетическом поле. К распределительным компаниям, которые не в полном объеме рассчитываются с оптовым рынком электроэнергии, стали применять финансовые санкции. В число «штрафников» попала и АК «Харьковоблэнерго», не имеющая возможности оплатить закупленную для региона электроэнергию. Да, каким образом наскрести средства, если в Харькове разразилась настоящая «эпидемия» хронических неплатежей коммунальных предприятий? В фарватер многолетнего должника «Харьковводоканала» выстроились «Харьковские тепловые сети» и «Горэлектротранссервис». К началу сентября этого года их общая сумма задолженности достигла почти 800 миллионов гривен. Все заявления руководства того же водоканала об отсутствии средств не выдерживают никакой критики. Согласно Постановлению НКРЭ КП в структуре тарифа «Харьковводоканала» на оплату электроэнергии заложено около 45 миллионов гривен в месяц. При этом, в летний период фактические затраты составляют 37-38 миллионов гривен. Таким образом, коммунальщики могут не только оплачивать текущее потребление, но и погашать накопившийся долг. В этой связи стоит упомянуть один интересный факт. В середине июля на центральной площади города «Харьковводоканал» устроил выставку новой техники. Харьковчанам показали 9 экскаваторов и 10 аварийно-ремонтных автомобилей. По заявлениям представителей мэрии, новую технику на сумму 32 миллиона гривен приобрели за счет городского бюджета, а коммунальщики за собственные деньги доукомплектовали спецтранспорт еще на 2 миллиона гривен.

А вот акционерная компания «Харьковоблэнерго», которой водоканал задолжал сумму в 640 миллионов гривен, последний раз обновляла свой автопарк 8 лет назад. Получается парадоксальная ситуация – должники чувствуют себя намного лучше своих кредиторов.

Может такое положение вещей наблюдается не только в Харьковской области? Так нет! Оказывается, что водоснабжающие организации других регионов Украины своевременно и в полном объеме рассчитываются за потребленную электроэнергию. Уровень оплаты во Львове, Запорожье, Чернигове, Ивано-Франковске и других городах превышает стопроцентную отметку. А вот у «Харьковводоканала» этот показатель самый низкий в Украине. Хуже дела идут только у предприятий в зоне АТО. Про задолженность городского наземного электротранспорта, кроме Харькова, нигде больше не слышали. Поэтому возникает закономерный вопрос – нет денег или желания платить?

На протяжении 8 месяцев трамваи и троллейбусы перевозят харьковчан исключительно за счет энергетиков. При долге в 46 миллионов гривен уровень оплаты за энергоносители КП «Горэлектротранссервис» составляет один (!) процент. Как только «Харьковоблэнерго» после неоднократных предупреждений ограничила подачу электроэнергии на шесть из сорока пяти тяговых подстанций мэрия выступила с заявлением о якобы бездумных действиях энергетиков и организовала пикетирование «возмущенными» работниками трех коммунальных предприятий-должников административного здания энергокомпании.

26 августа в 7 часов утра протестующие заблокировали вход на предприятие, а въезды на территорию облэнерго перекрыли спецтехникой. Таким образом, до середины дня персонал центральной диспетчерской службы «Харьковоблэнерго» не мог смениться после ночного дежурства, а оперативно-выездные бригады выехать на устранение аварийных повреждений. Все требования пикетчиков сводились собственно к одному – продолжить безоплатную поставку электроэнергии коммунальным должникам. После того, как акция протеста получила совершенно иной общественный резонанс, на который рассчитывала городская власть, а харьковчане в социальных сетях и комментариях к многочисленным публикациям в СМИ стали на сторону энергетиков, чиновники мэрии сменили риторику и заявили о необходимости переговоров.

Спустя несколько дней консенсус был достигнут. Во всяком случае об этом поспешил заявить первый заместитель городского головы Игорь Терехов. Условия «джентельменского» соглашения между городской властью и облэнерго были просты – коммунальщики оплачивают текущее потребление (хотя от конкретного ответа об уровне расчетов чиновники всячески уклонялись), а энергетики не ограничивают электроснабжение должников. Впрочем, все надежды на благополучное разрешение затянувшегося конфликта развеялись через пару-тройку дней. Обещания мэрии остались на словах, а на счетах «Харьковоблэнерго» продолжили зиять громадные прорехи.

Дальнейшие события развивались еще интересней. Департамент инфраструктуры горсовета сообщил, что со 2 сентября наземный электротранспорт будет курсировать в ночное время. Цель этого введения, как следует из заявления мэрии, «повысить качество предоставляемых услуг, изучить пассажиропоток по основным направлениям движения электротранспорта и целесообразность ввода ночных маршрутов». Впору аплодировать такой заботе о харьковчанах! Только напрашивается вопрос – за чей счет банкет, если у транспортников нет средств даже для оплаты, условно говоря, дневных перевозок? И почему тогда метрополитен не поддержал почин своих наземных коллег? Складывается впечатление, что решение городской власти продиктовано совсем иными мотивами.

Согласно статье 18 Закона Украины «О городском электрическом транспорте» запрещается отключение объектов городского электротранспорта от электроснабжения во время пассажирских перевозок. А раз троллейбусы и трамваи ходят круглосуточно, то у энергетиков оказываются связанными руки. Стоит еще упомянуть о принятом 19 августа этого года судебном запрете на отключение объектов КП «Харьковводоканал». Таким образом четко просматривается стратегия городских властей на устранение каких-либо рычагов воздействия облэнерго на коммунальные предприятия-должники.

А в каком положении остается акционерная компания «Харьковоблэнерго»? Сегодня энергетики уже не скрывают, что подготовка электрических сетей Харьковской области к прохождению осенне-зимнего периода из-за неплатежей коммунальщиков оказалась полностью проваленной. Предприятие лишено оборотных средств для выполнения инвестиционной программы, проведения капитальных и текущих ремонтов, пополнения аварийного запаса, выплаты заработной платы. Приобретение горюче-смазочных материалов для технических и энергосбытовых подразделений едва ли составляет треть от потребности.

Примечательно, что долги коммунальных предприятий подобно бумерангу бьют по ним самим. В текущем году акционерная компания «Харьковоблэнерго» планировала вложить более 110 миллионов гривен в развитие и реконструкцию электроснабжения города. В перечне технических мероприятий намечалось улучшение надежности питания водоканала, тепловых сетей и городского электротранспорта. Однако уклонение от выполнения своих договорных обязательств со стороны коммунальщиков включило красный свет на пути реализации этих планов. В зону риска попадают и другие ответственные потребители. В результате нехватки средств энергетики не могут обеспечить резервирование электроснабжения, например, больницы скорой и неотложной помощи, роддома № 5, института им. Ситенко, госпиталя МВД, радиологии, а также детских садов, школ, котелен и других объектов социальной инфраструктуры. Впрочем, страдают не только харьковчане, но и жители Харьковской области. В настоящее время в распределительных и высоковольтных сетях прекращены ремонтные работы. Поэтому в Купянске не будет реконструирована воздушная линия 110 кВ, которая обеспечивает электроснабжение городской больницы, объектов теплоснабжения, насосных и населения.

В Великом Бурлуке энергетики по той же причине отказались от модернизации высоковольтной подстанции, которая питает центральную районную больницу, насосные водоканала, элеватор, жилье.

Есть еще один негативный момент. Суммы недофинансирования технических мероприятий будут сняты национальным регулятором с тарифа 2017 года. Следовательно, «Харьковоблэнерго» лишится средств на обслуживание сетей вне зависимости от того, как потребители будут рассчитываться с компанией в будущем.

Не стоит забывать, что Харьковская область соседствует с зоной АТО и является приграничным регионом. Электрические сети компании питают предприятия военно-промышленного комплекса, воинские части, объекты ПВО, блок-посты, госпитали, пограничную инфраструктуру. Возможные перебои в электроснабжении крайне негативно скажутся на обороноспособности страны.

Жителям Харьковщины памятны события декабря 2015 года, когда в результате разгула стихии оказались обесточены потребители практически всех районов области. В течение недели энергетикам удалось полностью восстановить подачу электроэнергии. Тогда помощь «Харьковоблэнерго» оказали многие предприятия-поставщики энергетического оборудования, которые предоставили свою продукцию в долг. К сожалению, такой сценарий выхода из возможной кризисной ситуации исключен, потому что у предприятия отсутствуют средства для оплаты необходимых материалов.

Руководство акционерной компании «Харьковоблэнерго» подготовило обращение к депутатам Харьковского областного совета с просьбой внимательно разобраться в ситуации с неплатежами коммунальных предприятий, что может в конечном итоге привести к ограничению электроснабжения потребителей как Харькова, так и Харьковской области.

Энергетики требуют скорейшего решения проблемы с долгами для предотвращения длительного упадка энергетической отрасли Слобожанщины, что, в свою очередь, сделает невозможным развития региона в целом. Уже сегодня акционерная компания «Харьковоблэнерго» де-факто находится на краю пропасти.

По словам начальника топливно-энергетического комплекса Харьковской областной государственной администрации Алексея Белоцкого, облэнерго еще справляется со своими задачами, но если не будет оплачиваться хотя бы текущее потребление электроэнергии и долги продолжат расти, то это приведет к краху предприятия, и оно попросту не сможет предоставлять услуги по электроснабжению потребителей. Может и впрямь харьковчанам пришла пора запасаться свечами?!

Согласно условиям договора между «Харьковоблэнерго» и государственным предприятием «Энергорынок» поставки электроэнергии в Харьковскую область могут быть ограничены в связи с несвоевременной или неполной ее оплатой. По результатам августа текущего года компания не доплатила в оптовый рынок электроэнергии приблизительно 40 миллионов гривен. Именно в таком объеме коммунальные предприятия нарастили свою задолженность за потребленную электроэнергию в последнем месяце лета.

Существует ли выход из создавшегося положения? Независимые эксперты в области энергетики дают свои рецепты решения проблемы с долгами. Во-первых, руководству коммунальных предприятий следует взять кредиты для погашения хотя бы части задолженности. Во-вторых, предметно заняться энергоэффективностью своего производственного оборудования. И на конец, коммунальщикам стоит придерживаться простой формулы: уровень потребления электроэнергии должен соответствовать возможностям ее оплаты.

Андрей Ромашов   Вести